бюджет (2024) Центробанку не помощник?!
Что случилось?
В понедельник правительство внесло в Госдуму проект Закона о федеральном бюджете на 2025-27 годы и сопутствующие документы. Не будем повторять основные детали (это сделали СМИ), но выделим ключевые для финансовых рынков и инвесторов моменты:
- И доходы, и расходы федерального бюджета (ФБ) на 2024-26 значительно выше параметров действующего закона о бюджете и поправок в бюджет 2024 (далее в скобках). Снижение нефтегазовых доходов (НГД) перекрывается ростом ненефтегазовых доходов (ННГД) благодаря высокой динамике ВВП/инфляции и повышению налогов с 2025. Но расходы в номинальном и реальном выражении растут быстрее, особенно в 2024, поэтому дефицит ФБ в 1.7% ВВП значимо превысит исходные/скорректированные планы середины года (0.9/1.1% ВВП), более высоким он будет и в 2025-26 (-0.5%/-0.9% vs -0.4%/-0.8%).
- Основным источником финансирования дефицита бюджета останутся ОФЗ – валовый объем привлечения увеличится до 4.8, 5.1 и 5.3 трлн руб. в год в 2025-27 против 4.4 и 4.9 трлн руб. в прошлом плане на 2025-26. Пересмотр объема займов не критичен, но сам по себе уже высок.
- Дополнительные НГД в 2025 ожидаются в объеме 1.8 трлн руб., что потребовало бы покупок валюты по бюджетному правилу. Но одновременно ЦБ должен продавать валюту под расходы из ФНБ в 2024 на покрытие дефицита (1.3 трлн руб.) и инвестиции в разрешенные активы (~0.5-1 трлн руб.), поэтому в 2025 ЦБ, вероятно, останется нетто-продавцом валюты, что смягчит тренд на ослабление рубля.
- ФБ – ключевой уровень бюджетной системы, но итоговые макро-эффекты определяются параметрами консолидированного бюджета (КБ), включающего ФБ, бюджеты регионов и внебюджетных фондов (расходы одного бюджета могут быть доходами другого). Здесь дефицит 2024 вырос даже сильнее (с 1.1% до 2% ВВП), более высоким он будет и в 2025-27 (0.8-1% ВВП vs 0.4-0.7%).
- Важно, что в расходах сидят траты на обслуживание госдолга, которые обычно исключаются при оценке бюджетного стимула. Также в расходах не учитывается баланс межбюджетных и межгосударственных кредитов, они отражаются в источниках финансирования. Для учёта этих особенностей Минфин рассчитывает так называемый структурный первичный баланс (СПБ), который с 2025 года становится нулевым, как того требует бюджетное правило.
- Единственная проблема в том, что его (СПБ) величина в 2024 выросла с 1.6 до 3.1 трлн руб. из-за того, что расходы ФБ еще больше превысят разрешенный бюджетным правилом лимит. Почему? Потому что правительство отдельными поправками в бюджетное законодательство позволило потратить в 2024 дополнительные 1.5 трлн руб. на приоритетные цели в обход изначальных планов и логики уже смягченного в этом году бюджетного правила.
Что мы думаем?
Минфин выполнил своё обещание – с 2025 структурный первичный баланс ФБ будет нулевым, что обеспечит снижение бюджетного стимула и нормализацию фискальной политики. Но доверие к бюджетному правилу вновь подорвано дополнительным увеличением расходов в 2024 приблизительно на 1% ВВП, что в условиях перегрева экономики почти полностью может уйти в инфляцию. Впереди также более высокая индексация тарифов ЖКХ для населения в 2025 (11.9% vs исходных 5.7% и 9.8% в 2024), большее удорожание ж/д перевозок, рост акцизов и утильсбора – только они в сумме могут обеспечить не менее 1.5-2% в инфляции при прогнозе ЦБ 4-4.5%. Да, более высокие цены сами по себе оставит населению/компаниям меньше средств на другие расходы, что скажется на общей инфляции, но риски возросли.
При новых вводных более реалистичной инфляцией в 2025 пока видятся 5-5.5% из рискового сценария ЦБ, что потребует, как минимум, повышения ставки до 20% в октябре с более медленным снижением (как следует из ОНДКП 2025-27), или, как максимум, ставку выше 20%. Допускаем, что для достижения 4-4.5% потребуется более резкое торможение экономики или даже рецессия, что не согласуется с планами властей. Да и более слабый рост ВВП увеличит риски для самого бюджета, учитывая довольно оптимистичные предпосылки. В любом случае, при таком уровне неопределенности и рисках с покупкой ОФЗ с фиксированным купоном лучше по-прежнему не спешить.
Новости и аналитика
Актуальные комментарии
Все комментарии
Аналитические отчеты
Все отчеты
Новости компании
Все новости
Инвестиционные стратегии
Оригинальные стратегии для инвесторов. Помогаем состоятельным клиентам грамотно воспользоваться возможностями финансовых рынков за счет активного управления, профессионального анализа и поиска рыночных неэффективностей.
Все стратегии* Стратегии доступны только квалифицированным инвесторам