бюджет (2024) Центробанку не помощник?!
Что случилось?
В понедельник правительство внесло в Госдуму проект Закона о федеральном бюджете на 2025-27 годы и сопутствующие документы. Не будем повторять основные детали (это сделали СМИ), но выделим ключевые для финансовых рынков и инвесторов моменты:
- И доходы, и расходы федерального бюджета (ФБ) на 2024-26 значительно выше параметров действующего закона о бюджете и поправок в бюджет 2024 (далее в скобках). Снижение нефтегазовых доходов (НГД) перекрывается ростом ненефтегазовых доходов (ННГД) благодаря высокой динамике ВВП/инфляции и повышению налогов с 2025. Но расходы в номинальном и реальном выражении растут быстрее, особенно в 2024, поэтому дефицит ФБ в 1.7% ВВП значимо превысит исходные/скорректированные планы середины года (0.9/1.1% ВВП), более высоким он будет и в 2025-26 (-0.5%/-0.9% vs -0.4%/-0.8%).
- Основным источником финансирования дефицита бюджета останутся ОФЗ – валовый объем привлечения увеличится до 4.8, 5.1 и 5.3 трлн руб. в год в 2025-27 против 4.4 и 4.9 трлн руб. в прошлом плане на 2025-26. Пересмотр объема займов не критичен, но сам по себе уже высок.
- Дополнительные НГД в 2025 ожидаются в объеме 1.8 трлн руб., что потребовало бы покупок валюты по бюджетному правилу. Но одновременно ЦБ должен продавать валюту под расходы из ФНБ в 2024 на покрытие дефицита (1.3 трлн руб.) и инвестиции в разрешенные активы (~0.5-1 трлн руб.), поэтому в 2025 ЦБ, вероятно, останется нетто-продавцом валюты, что смягчит тренд на ослабление рубля.
- ФБ – ключевой уровень бюджетной системы, но итоговые макро-эффекты определяются параметрами консолидированного бюджета (КБ), включающего ФБ, бюджеты регионов и внебюджетных фондов (расходы одного бюджета могут быть доходами другого). Здесь дефицит 2024 вырос даже сильнее (с 1.1% до 2% ВВП), более высоким он будет и в 2025-27 (0.8-1% ВВП vs 0.4-0.7%).
- Важно, что в расходах сидят траты на обслуживание госдолга, которые обычно исключаются при оценке бюджетного стимула. Также в расходах не учитывается баланс межбюджетных и межгосударственных кредитов, они отражаются в источниках финансирования. Для учёта этих особенностей Минфин рассчитывает так называемый структурный первичный баланс (СПБ), который с 2025 года становится нулевым, как того требует бюджетное правило.
- Единственная проблема в том, что его (СПБ) величина в 2024 выросла с 1.6 до 3.1 трлн руб. из-за того, что расходы ФБ еще больше превысят разрешенный бюджетным правилом лимит. Почему? Потому что правительство отдельными поправками в бюджетное законодательство позволило потратить в 2024 дополнительные 1.5 трлн руб. на приоритетные цели в обход изначальных планов и логики уже смягченного в этом году бюджетного правила.
Что мы думаем?
Минфин выполнил своё обещание – с 2025 структурный первичный баланс ФБ будет нулевым, что обеспечит снижение бюджетного стимула и нормализацию фискальной политики. Но доверие к бюджетному правилу вновь подорвано дополнительным увеличением расходов в 2024 приблизительно на 1% ВВП, что в условиях перегрева экономики почти полностью может уйти в инфляцию. Впереди также более высокая индексация тарифов ЖКХ для населения в 2025 (11.9% vs исходных 5.7% и 9.8% в 2024), большее удорожание ж/д перевозок, рост акцизов и утильсбора – только они в сумме могут обеспечить не менее 1.5-2% в инфляции при прогнозе ЦБ 4-4.5%. Да, более высокие цены сами по себе оставит населению/компаниям меньше средств на другие расходы, что скажется на общей инфляции, но риски возросли.
При новых вводных более реалистичной инфляцией в 2025 пока видятся 5-5.5% из рискового сценария ЦБ, что потребует, как минимум, повышения ставки до 20% в октябре с более медленным снижением (как следует из ОНДКП 2025-27), или, как максимум, ставку выше 20%. Допускаем, что для достижения 4-4.5% потребуется более резкое торможение экономики или даже рецессия, что не согласуется с планами властей. Да и более слабый рост ВВП увеличит риски для самого бюджета, учитывая довольно оптимистичные предпосылки. В любом случае, при таком уровне неопределенности и рисках с покупкой ОФЗ с фиксированным купоном лучше по-прежнему не спешить.
Новости и аналитика
Актуальные комментарии
Все комментарииАналитические отчеты
Все отчетыНовости компании
Все новостиИнвестиционные стратегии
Оригинальные стратегии для инвесторов. Помогаем состоятельным клиентам грамотно воспользоваться возможностями финансовых рынков за счет активного управления, профессионального анализа и поиска рыночных неэффективностей.
Все стратегии* Стратегии доступны только квалифицированным инвесторам
Стратегическая аллокация
Мы помогаем клиентам и их семейным офисам в построении инвестиционного процесса. Разрабатываем индивидуальную инвестиционную политику. Рекомендуем долгосрочное распределение капитала по классам активов на основе лучших мировых практик.