19 января 2024 года
Дмитрий Полевой
АстраNomia

ФНБ теряет "ликвидность", но насколько всё серьёзно?

Что случилось?

В среду Минфин опубликовал данные об использовании Фонда национального благосостояния (ФНБ) по итогам 2023:

  • Общий объем ФНБ вырос на 1530 млрд. руб. до 11965 млрд руб., но исключительно за счет валютной переоценки в 2123 млрд. руб., с начала СВО объем Фонда сократился на 1645 млрд. руб.
  • Ликвидная часть ФНБ за 2023 снизилась на 1121 млрд. руб. до 5012 млрд. руб. (~$55 млрд), а с начала СВО – на 3758 млрд. руб.
  • В структуре ликвидной части осталось только 227 млрд. юаней (~$32 млрд) и 359 тонн золота (~$22 млрд)
  • Неликвидная часть ФНБ – депозиты в госбанках, инвестиции в акции/облигации публичных и непубличных компаний и инфраструктурные проекты – увеличилась на 2651 млрд. руб. до 6953 млрд руб., а за период СВО – на 2113 млрд. руб.

 

Данные вызвали волну комментариев в СМИ и ТГ-каналах о том, что у властей почти не осталось страховки от снижения цен на нефть и бюджету при нефти $50-60/брл. светит секвестр и/или рост налогов, поскольку большой объем неликвидных активов при необходимости будет сложно оперативно мобилизовать на «спасение» бюджета. Попробуем понять, насколько всё серьёзно?

 

Что это вообще такое, ФНБ?

С 2004 власти сберегали нефтяную ренту в Резервном фонде (РФ) для того, чтобы страховать бюджет от снижения цен на нефть. В 2008 из Резервного фонда был выделен Фонд национального благосостояния (ФНБ), основной целью которого было софинансирование пенсионных накоплений и покрытие дефицита пенсионного фонда. С 2008 по 2018 Резервный фонд активно использовался на «текущие нужны», и с 2018 по мере его истощения он был объединен с ФНБ на его базе. После этого к ФНБ перешла функция «страхования» федерального бюджета через механизм бюджетного правила (БП), а исходная идея «страхования» пенсионной системы себя во многом изжила (по крайней мере, сейчас).

 

Денег в ФНБ действительно осталось мало? Не совсем!

Как видно на графике (слайд 1 в прилагаемой презентации), текущий объем ФНБ в ~12 трлн руб. не сильно уступает максимумам 2019 в ~14 трлн, хотя в долларах США текущие $130 млрд. хуже соотносятся с максимумами $226 в 2009 и $210 млрд. в середине 2022 (во многом из-за крепкого рубля). Относительно ВВП текущие 8% в ФНБ уступают максимальным 20% ВВП в начале 2009 и более поздним локальным максимумам 13% ВВП в начале 2015 и 12% ВВП в 2020-21. Но, строго говоря, даже величина ликвидной части (5 трлн руб. или $55 млрд. или 3.3% ВВП) превышает минимумы начала 2019 (2.1 трлн руб. или $33 млрд. или 1.5% ВВП).    

 

В чём тогда проблема? В смягчении бюджетной политики и изменении структуры ФНБ!

Исходная версия бюджетного правила (БП) в 2017-18 предполагала положительную величину структурного баланса в 0.5-1% ВВП (сальдо фед. бюджета при базовых нефтегазовых доходах при цене $40/брл в ценах 2017 года без учета % расходов). Поэтому и 1.5% ВВП ликвидной части в 2019 выглядели не так пугающе, хотя и тогда шла дискуссия про риски. Сейчас власти обещают сбалансированность этого показателя с 2025, но с учётом масштаба отклонений от БП в 2020-24 (структурный дефицит от ~1% до 3% ВВП в год) и увеличения расходов консолидированного бюджета с 2019 по 2024 на 84% в номинальном выражении и 26% в реальном выражении, доверия этим обещаниям с учетом геополитических реалий стало меньше.

 

Базовый уровень цены на нефть в 2024 повышен до $60/брл., но по исходному правилу (индексация $40/брл. на 2% в год) было бы ~$46/брл., а при индексации на фактическую долларовую инфляцию ~$51/брл. То есть бюджет стал менее консервативным в части разрешенной доли нефтегазовых доходов (НГ), которую ежегодно можно использоваться на расходы – экономика живёт при нефти $60/брл. вместо прежних $46/брл. Инвестирование средств ФНБ в текущие проекты (2.3 трлн в 2020, 0.9 трлн в 2022 и 1 трлн в 2023) – это тоже, фактически, расходы сверх БП, обеспечивающие дополнительную мягкость бюджетной политики и, де-юре, меньшее пространство для маневра в случае устойчивого снижения сырьевых цен, ведь доля неликвидных активов устойчиво растёт.

 

Как можно оценить риски для ФНБ? Математика довольно простая!

Наши сценарные оценки на 2024 при разных ценах на нефть приведены на слайде 2. Базовая бюджетная математика (при прочих равных) сейчас следующая:

  • каждые $10/брл. в среднегодовой цене на нефть Urals эквивалентны ~1.6 трлн. руб. нефтегазовых доходов (НГ)
  • каждые 10 руб. среднегодового курса USD/RUB эквивалентны ~1.2 трлн. руб. нефтегазовых доходов
  • каждый 1% отклонения от плана в добыче/экспорте нефти, газа и нефтепродуктов эквивалентен ~100 млрд. руб. нефтегазовых доходов

 

Дополнительно нужно учесть, что:

  • в 2023 для финансирования повышенных расходов (сверх разрешенного по БП) из ФНБ дополнительно взяли 2.9 трлн. руб. – именно этот объем валюты в конце 2023 ЦБ решил продать на рынке в течение 2024
  • в 2024 на эти же цели возьмут 1.3 трлн. руб. – будущее этих средств пока непонятно, но ЦБ это также может пустить на продажу в рынок в 2025, что будет складываться с регулярными операциями БП
  • в 2024-26 власти планировали дополнительно взять из ФНБ ~3 трлн. руб. на инвестиции (предполагаем 1 трлн. руб. в год), т.е. перевести ликвидную часть в неликвидную.

 

Иными словами, при нефти $60/брл. в 2024 ликвидная часть ФНБ может сократиться на 2.3 трлн. руб. до 2.7 трлн. руб. (сам ФНБ сократится лишь на 1.3 трлн. руб.), а к концу 2026 там останется 0.7 трлн. руб. при неизменности общей величины. Недобор НГ доходов частично компенсирует ослабление курса в ходе подстройки к меньшему торговому профициту. Например, при текущих $64-66/брл. Urals в 2024 НГ составили бы ~900 млрд. руб. вместо плановых ~1821 млрд. руб., но средний курс не менее ~95/USD сократит эту сумму до 300 млрд. руб. И уже эти 300 млрд. руб. придется закрывать за счет большего размещения ОФЗ или других источников. В структуре источников финансирования дефицита займы выступают «первой линией обороны»: помним, что в 2023 власти хотели занять на 1 трлн. руб. больше, чтобы поберечь ФНБ, а дополнительные ненефтегазовые доходы обычно идут на расходы, не влияя на дефицит, хотя в стрессовых сценариях это может измениться.

 

Главный вывод – при действующем БП, призванном нивелировать влияние сырьевой конъюнктуры, риск сокращения ФНБ появляется только при среднегодовой нефти ниже $60/брл. При нефти выше $60/брл. будет лишь недобор дополнительных НГ доходов относительно плана, их объем за вычетом 1.3 трлн «отклонения от БП» и определит общее изменение ФНБ в 2024, а с 2025 ФНБ начнёт расти. Дополнительно ФНБ в рублях будет меняться из-за валютной переоценки. Но плановые инвестиции из ФНБ будут снижать размер доступной властям «ликвидной страховки».

 

При нефти ниже $60/брл. власти ничего не смогут сделать? Некоторый «запас прочности» ещё остаётся, возможно, на годы!

Нефть менее $60/брл. заставит тратить ФНБ на компенсацию недобора базовых НГ доходов, и здесь ограничение по объему ликвидных активов начнут ощущаться.

 

Но у Минфина останется целый ряд возможностей смягчить остроту этой проблемы:

  • из ~7 трлн. руб. неликвидных активов 3.1 трлн. руб. приходится на пакет СБЕРа (в апр-20 ФНБ купил его за 2.1 трлн. руб., +43%), ~1.5 трлн. руб. – на акции других публичных компаний, еще 1.2 трлн. руб. вложено в облигации – под эти активы, теоретически, всегда можно привлечь деньги в репо у ЦБ на любой срок, если не рассматривать крайний вариант продажи их в рынок (например, акции СБЕРа) даже с учетом возможного давления на котировки
  • на едином казначейском счете (ЕКС) Федерального казначейства, по разным оценкам, может быть до 8-10 трлн. руб., часть из которых можно использовать для финансирования кассовых разрывов в негативном сценарии
  • может быть актуализирован вопрос приватизации госактивов, вкл. крупнейшие компании, о чём Минфин говорил в конце 2023
  • параллельно может быть запущен процесс повышения налогов: от корректировки параметров сырьевых налогов (НДД, НДПИ), что напрямую скажется на НГ доходах, до ревизии действующих специальных налоговых режимов (ТОР и ОЭЗ), улучшения администрирования и пересмотра/ужесточения налогового режима для других сырьевых секторов по итогам проведённого Минфином анализа (см. осенний вариант бюджетной стратегии ОНБНиТТП на 2024-26) и введения прогрессивного НДФЛ, но, как мы уже знаем, любые меры по мобилизации ННГ доходов по БП могут влиять на расходы, а не компенсировать потерю НГ доходов

 

Иными словами, статус «неликвидного» актива де-юре не означает невозможности их использования де-факто в кратко/среднесрочном периоде – бюджет, полагаем, всегда сможет получить от ЦБ рубли под «неликвидные» активы ФНБ независимо от их статуса. Параллельно с этим могут быть запущены более глубокие «структурные» изменения бюджета на уровне доходов (для их увеличения) или расходов (для их вынужденного пересмотра или снижения).

 

Что это значит для инвестора?

Во-первых, влияние на рубль . При ценах на нефть в диапазоне $60-71.3/брл. Минфин получит дополнительные НГ доходы, пусть и ниже плана. В нормальных условиях валюту в ФНБ пришлось бы покупать, но в 2024 помимо этого есть нетто-продажа валюты из-за отложенных покупок по БП (+1.6 трлн.), расходов ФНБ (-2.9 трлн. руб.) и инвестиций ФНБ во 2П23 (-730 млрд. руб.). В 2025 покупки по БП при нефти $60+/брл. могут суммироваться с «зеркалирующими» продажами 1.3 трлн. руб. от расходования ФНБ и ~1 трлн. руб. от инвестирования ФНБ, также поддерживая рубль. Поэтому мы по-прежнему ждем 85-87/USD в 1К24-начале 2024, а далее по году широкий диапазон 90-100/USD. Пусть в самом ФНБ юаней осталось не так много, рыночные операции проводит ЦБ, у которого юаней заметно больше (он их покупал у Минфина в предыдущие годы), пусть это и будет менять структуру его части резервов. Важно, что эти операции отражают сырьевую «составляющую» курса, его колебания под влиянием других факторов будут его укреплять или ослаблять, также влияя на НГ доходы/ФНБ.

 

Во-вторых, влияние на объемы/структуру размещения ОФЗ. Госдолг остаётся первой и самой важной «линией обороны» среди источников финансирования дефицита. При более дешёвой нефти и нетто-продаж валюты ЦБ эти эффекты могут более выраженными, чем они были бы в обычной ситуации. Поэтому оптимизм рынка по поводу ОФЗ ввиду быстрого снижения инфляции и ставки ЦБ нужно всегда балансировать соображениями относительно влияния на первичное предложение госдолга. Да, в плохом сценарии Минфин вполне может отказаться от фиксов и размещать только флоутеры, поскольку объем размещаемых в банки средств с ЕКС во многом закрывает процентный риск флоутеров и льготных кредитов для бюджета. Но Минфин всегда предпочитает «начинать» с фиксов. Поэтому в своих активно-управляемых стратегиях мы по-прежнему предпочитаем флоутеры и ждём лучшую точку для покупки фиксов. Для пассивных инвесторов с горизонтом 2-3 года текущие 11.80-12.00% по средним/длинным бумагам выглядят приемлемо.

 

В-третьих, о чём (наряду с ОФЗ) говорят существенно меньше, чем про курс – это влияние чистых продаж валюты на рублевую ликвидность. Базовая логика бюджетного правила предполагала его нейтральность по рублевой ликвидности. Т.е. при дополнительных НГ доходах экспортеры меняли эту «лишнюю» валюту на рубли и выплачивали их в виде налогов (рубли ушли из системы), и чтобы их вернуть, на эти деньги покупалась валюта в ФНБ. В 2020-23 из-за отклонения от БП и дополнительных инвестиций из ФНБ (без зеркалирования этих операций на рынке) бюджет стимулировал рост ликвидности в системе, влияя на рост денежной массы и инфляционные риски. Зеркалирование прошлых расходов в 2024 позволит часть этой ликвидности забрать, помогая ЦБ вернуть контроль над инфляцией. Для инфляции, ставки и ОФЗ это плюс, важно лишь поймать момент.

 

Наконец, история с возможным  повышением налогов может беспокоить инвесторов в акции (особенно горно-добывающего сектора). В 2023 Минфин всех заверял, что спешки с этим нет. Но в последние годы свою позицию по многим налоговым вопросам власти меняли быстро и неожиданно, поэтому эти риски стоит держать в голове.

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных

Новости и аналитика

Актуальные комментарии

Все комментарии
Наш телеграм-канал
Оперативная аналитика у вас в смартфоне @Astra_AM

Аналитические отчеты

Все отчеты
23 мая 2024 года АстраNomia

макро (и не только) взгляд на рынок акций РФ

Подробнее
6 мая 2024 года АстраNomia

чем интересны последние индексы PMI?

Подробнее
3 мая 2024 года АстраNomia

как основные активы в РФ завершили апрель?

Подробнее
16 апреля 2024 года АстраNomia

чем интересны данные по ВВП за 2023?

Подробнее
Рассылка
Привычный канал доставки отчетов на десктоп.Подписаться

Новости компании

Все новости
27 мая 2024 года Информация для клиентов

Акционерное общество "Астра Управление активами"

Контакты для медиа
T: +7 (495) 739-55-44 E: info@astra-am.ru

Инвестиционные стратегии

Оригинальные стратегии для инвесторов. Помогаем состоятельным клиентам грамотно воспользоваться возможностями финансовых рынков за счет активного управления, профессионального анализа и поиска рыночных неэффективностей.

Все стратегии

* Стратегии доступны только квалифицированным инвесторам

Хедж-фонд Р5

Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд
Риск:

Валюта:

RUR

Хедж-фонд Д5

Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд
Риск:

Валюта:

USD

Хедж-фонд Ю5

Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд
Риск:

Валюта:

CNY

Российские акции

Стратегия доверительного управления
Риск:

Валюта:

RUR

Российские облигации

Стратегия доверительного управления
Риск:

Валюта:

RUR

Стратегическая аллокация

Мы помогаем клиентам и их семейным офисам в построении инвестиционного процесса. Разрабатываем индивидуальную инвестиционную политику. Рекомендуем долгосрочное распределение капитала по классам активов на основе лучших мировых практик.

Команда

Даниил Аплеев, CFA

Даниил Аплеев, CFA

Отвечает за разработку и реализацию стратегии компании, операционное управление, взаимодействие с крупнейшими клиентами. До этого Даниил проработал в компании девять лет, начав с управления портфелем рублевых облигаций. В 2015 году успешно сдал экзамен CFA – самый престижный сертификат в области финансов и инвестиций в мире.

Команда

Дмитрий Полевой

Дмитрий Полевой

Выпускник МФТИ, Дмитрий с 2001 года занимается анализом российской и мировой экономики. В команде «Астра Управление активами» с 2020 года. Отвечает за инвестиционную стратегию на российском и международном финансовых рынках. До этого работал главным экономистом в РФПИ, банках ING, «КИТ Финанс» и в Институте экономики переходного периода.

Команда

Максим Литвинов

Максим Литвинов

Максим отвечает за рынок еврооблигаций. В сферу его обязанностей входит управление клиентскими портфелями, кредитный анализ эмитентов, поиск идей и разработка стратегий управления портфелями на развивающихся рынках. К команде «Астра Управление активами» присоединился в 2016 году, а карьеру начал в 2011 году в Райффайзенбанке.

Команда

Дмитрий Гаврилин

Дмитрий Гаврилин

Дмитрий осуществляет управление инвестиционными стратегиями «Хедж-фонд Р5» и «Хедж-фонд Д5». В команде «Астра Управление активами» с 2017 года. Обладает степенью MBA по программе «Управление инвестициями» в Высшей школе экономики.


Дисклеймер

Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд «Хедж-фонд Р5» (Правила фонда № 4853-СД от 21.02.2022), Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд «Хедж-фонд Ю5» (Правила фонда № 5313-СД от 23.03.2023), Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд «Хедж-фонд Д5» (Правила фонда № 5314-СД от 23.03.2023), Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд «Хедж-фонд Д1» (Правила фонда № 5493-СД от 14.07.2023), Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд «Валютные облигации с выплатой дохода» (Правила фонда № 5711-СД от 13.10.2023) (далее — Фонды) под управлением Акционерного общества «Астра Управление активами» (лицензия управляющей компании на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-01050 от 27 сентября 2021 г. выданная Банком России (решение № РБ-14/947 от 27.09.2021 г.); лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 045-12747-001000 от 10 декабря 2009 г. выданная ФСФР России без ограничения срока действия; деятельность в качестве инвестиционного советника, на основании записи в Едином реестре инвестиционных советников от 21 декабря 2018 г. № 13) (далее — АО «Астра УА» или Компания).

Фонды, находящиеся под управлением АО «Астра УА», являются фондами для квалифицированных инвесторов, в связи с чем информация о Фондах предназначена только квалифицированным инвесторам.

Стоимость инвестиционных паев может увеличиваться и уменьшаться, результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем, государство не гарантирует доходность инвестиций в паевые инвестиционные фонды. Правилами доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, предусмотрены надбавки и скидки к расчётной стоимости инвестиционных паев при их приобретении и погашении, взимание данных надбавок и скидок уменьшает доходность инвестиций в инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов. Прежде чем приобрести инвестиционный пай, следует внимательно ознакомиться с правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

Расчет доходности по Фондам приведен за периоды, определённые согласно пунктам 20.1-20.3 Указания Банка России №5609-У от 02.11.2020.

Доходность рассчитывается в соответствии с пунктом 20.5 Указания Банка России №5609-У от 02.11.2020, при этом:

- окончанием периода для расчета является указанная отчетная дата;

- началом периода для расчета является дата, образуемая вычитанием программными средствами из указанной отчетной даты периода для расчета, измеряемого соответственно в целых месяцах или годах.

Правилами Фонда предусмотрены надбавки и скидки к расчетной стоимости инвестиционных паев при их выдаче и погашении, взимание которых уменьшает доходность инвестиций в инвестиционные паи.

 

АО «Астра УА» информирует о совмещении различных видов деятельности, а также о существовании риска возникновения конфликта интересов.

Обращаем внимание, что инвестиции в ценные бумаги и/или иные финансовые инструменты связаны со значительным риском и могут оказаться неэффективными. Результаты инвестирования в прошлом не дают оснований для прогноза будущей динамики, не гарантируют будущих доходов и эффективности, а также не исключают возможной потери первоначального капитала.

Приведенный на сайте материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и упомянутые в нем финансовые инструменты либо операции, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). Определение соответствия финансового инструмента либо операции Вашим интересам, инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является Вашей задачей. АО «Астра УА» не несет ответственности за возможные убытки в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые на сайте, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии инвестиционного решения. Для того чтобы принять решение об осуществлении инвестиций в отдельные объекты требуется наличие существенного опыта и знаний в области финансов, позволяющих адекватно оценить риски и преимущества таких инвестиций.

 

Стоимость активов может как уменьшатся, так и увеличиваться в зависимости от ситуации на финансовых рынках. Инвестиции в ценные бумаги и/или иные финансовые инструменты связаны со значительным риском и могут оказаться неэффективными. Результаты инвестирования в прошлом не дают оснований для прогноза будущей динамики, не гарантируют будущих доходов и эффективности, а также не исключают возможной потери первоначального капитала. Вся упомянутая информация: не содержит гарантий надежности возможных инвестиций и стабильности размеров возможных доходов или издержек, связанных с указанными инвестициями; не является заявлением о возможных выгодах, связанных с методами управления активами. Результаты инвестирования в прошлом не определяют и не являются гарантией доходности инвестирования в будущем. Все упомянутое не является: какого-либо рода офертой, не подразумевалась в качестве оферты или приглашения делать оферты; не является прогнозом событий, инвестиционным анализом или профессиональным советом; не имеет целью рекламу, размещение или публичное предложение любых ценных бумаг, продуктов или услуг; не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, так как упомянутые финансовые инструменты либо операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). Определение соответствия финансового инструмента либо операции вашим интересам, инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является вашей задачей. При заключении соответствующего договора вам следует внимательно ознакомиться с его содержанием, а также с декларацией о рисках.

Ключевые определения:

Заемные средства – денежные средства, привлеченные с помощью рыночного фондирования.

Ребалансировка – проведение регулярных, обычно ежеквартальных, торговых операций, нацеленных на то, чтобы привести структуру портфеля к оптимальной.

Риск – агрегированная оценка компанией набора инвестиционных рисков, присущих стратегии, по пятибалльной шкале, где 1 – самый низкий риск, а 5 – самый высокий риск.

Рыночная неэффективность – временная ситуация отклонения стоимости актива от справедливой.

Семейный офис – команда экспертов в сфере управления благосостояниям, которые работают в интересах одной семьи или бенефициара.

Стратегия – совокупность индивидуальных счетов доверительного управления, которые объединены схожими инвестиционными параметрами, зафиксированными в инвестиционной декларации. Отдельные счета в рамках одной стратегии могут иметь специфические инвестиционные параметры. Портфели, объединенные в рамках одной стратегии, не обязательно должны иметь одинаковый состав и структуру. Компания определяет принципы формирования групп счетов, входящих в ту или иную стратегию, самостоятельно, основываясь на профессиональном суждении. Один и тот же счет может входить в разные стратегии в разные периоды времени, если инвестиционные параметры, определенные в инвестиционной декларации, менялись в соответствующие периоды по соглашению с клиентом. Термин «стратегия» не подразумевает «стандартную стратегию» в соответствии с 482-П.

Заемное фондирование – временное привлечение денежных средств с целью приобретения ценных бумаг в портфель инвестора.

Целевая доходность / Инвестиционная цель – ориентир доходности в процентах годовых, очищенный от комиссий управляющего, к которому управляющий стремится на инвестиционном горизонте, установленном в договоре, но который не гарантирует. Инвестирование сопряжено с рисками, реализация которых может привести к недостижению целевой доходности.

Квалифицированный инвестор – лицо, указанное в пункте 2 статьи 51.2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а также лица, признанные квалифицированными инвесторами в соответствии с порядком и требованиями, установленными статьей 51.2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Получить подробную информацию о деятельности АО «Астра УА», а также иную информацию, которая должна быть предоставлена Компанией в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, до заключения соответствующего договора ознакомиться с условиями управления активами и получить сведения о лице, осуществляющем управление активами, а также получить информацию о паевых инвестиционных фондах и ознакомиться с Правилами доверительного управления фондами, а также сведениями о местах приема заявок на приобретение, погашение или обмен инвестиционных паев и иными документами, предусмотренными Федеральным законом от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и нормативными актами Банка России, можно по адресу: 125167, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 39, стр.80, помещение 1.1, этаж 14, по телефону: +7 (495) 739-55-44. Адрес сайта в сети Интернет: www.astra-am.ru