29 февраля 2024 года
Дмитрий Полевой
АстраNomia:

Главное из послания Президента: что планируем, насколько амбициозно и кому воплощать?

Что случилось?

В сегодняшнем Послании Президент Путин обрисовал своё видение будущего страны минимум до 2030 года. Ключевые моменты с точки зрения экономики и рынков собрали ниже:

 

  • Национальные проекты, запущенные Президентом в 2018 и скомпонованные по направлениям «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост» концептуально останутся базой, но их перечень будет расширен для решения проблем развития семьи и демографии, здоровья и увеличения продолжительности жизни, воспитания молодёжи, развития кадрового потенциала и развития экономики в новых условиях.
  • Заявленная цель – улучшение уровня жизни россиян. Фокус озвученных инициатив – социальная поддержка и рост доходов отдельным категориям бюджетников, инфраструктура (транспорт, промышленность, соцобъекты и ЖКХ), технологическое развитие/суверенитет и наука, экономика данных и искусственный интеллект, несырьевой экспорт, импортозамещение, малый бизнес, внутренний туризм и развитие финансового рынка как одного из источников средств.

 

Сколько потребуется денег и где их взять?

Общий объем ресурсов еще предстоит уточнить, но озвученные Президентом дополнительные расходы можно оценить в ~1 трлн. руб. ежегодно в 2025-30 без учета (1) 4500 млрд. руб. на обновление инфраструктуры ЖКХ (речь шла о государственных и частных средствах) и (2) списания регионам 2/3 бюджетных кредитов, суммарный объем которых на начало 2024 года составлял ~2.5 трлн. руб. (грубо 200-400 млрд. руб. в год, Президент упоминал сумму 200 млрд. руб. ежегодно). Эти деньги и погашаемые инфраструктурные кредиты планируется вновь направлять на региональные инфраструктурные проекты.

 

Итого, объем дополнительных расходов может составить от 1.2-1.4 трлн (без ЖКХ) до 2+ трлн. руб. в год (100% расходов на ЖКХ за счет бюджета), всего до 2024 речь может идти о диапазоне сумм от 7.5 до 12 трлн руб. за 6 лет. Ежегодные траты могут составить от 0.5 до 1.1% ВВП (продлив прогноз ВВП 2024-26 на 2027-30), что на первый взгляд не выглядят «неподъемно», хотя в случае более негативной, чем прогнозируют власти, ситуации в экономике это потребует поиска дополнительных источников финансирования.

 

Но бюджет уже «раздут», поэтому власти планируют повысить «справедливость распределения налогового бремени» в сторону физлиц и юрлиц через её дополнительную прогрессивность. Не зря на днях в СМИ уже фигурировали идеи прогрессии по НДФЛ, но дополнительно могут быть реализованы известные планы изъятия допдоходов у горно-металлургического сектора, донастройки налогообложения сырьевых отраслей и изменения налога на прибыль. Решения должны быть приняты в 2024 и далее зафиксированы до 2030. Позитивную роль может сыграть и обещанная налоговая амнистия для малого бизнеса. Ни слова не было сказано о приватизации, о которой упоминалось в конце 2023, хотя она могла бы стать дополнительным (правильным) источником доходов без необходимости повышения налогов (плюс для роста экономики) и улучшила бы эффективность бюджетных расходов/экономики.  

 

Особое внимание планируется уделить стимулированию долгосрочных сбережений населения (безотзывные сбер. сертификаты с гарантией на 2.8 млн руб., новые ИИС с гарантией на 1.4 млн. руб.) и стимулированию выхода компаний на фондовый рынок через IPO с целью повышения капитализации рынка акций с текущих 33% до 66% ВВП к 2030 году. Последняя цель предполагает, что капитализация рынка в 2024-30 должна расти на ~17-18% при плановом росте номинального ВВП в 2024-26 на ~7% в год. Исторически полная доходность российских акций росла сопоставимыми или чуть более высокими темпами относительно динамики номинального ВВП, поэтому данная цель, с нашей точки зрения, выглядит довольно амбициозно.

 

Какие еще целевые показатели и насколько они амбициозны?

Из других количественных целей Президент озвучил:

  • Стать топ-4 экономикой мира по ППС. По данным Всемирного Банка (ВБ) РФ и так обгонит Японию к 2030 году при базовых прогнозах. Более амбициозной целью мог бы стать рост ВВП на душу населения – по этому показателю РФ замыкает шестой десяток стран как и в 2018, когда Нацпроекты только начинались.
  • Снижение доли импорта в ВВП с 18.9% в 2023 до 17%. С 2010 доля импорта стабильно составляла 20-21% ВВП, падая до 15% в 2022 и восстановившись до 19-20% в 2П23. Поэтому целевые 17% выглядят амбициозно, требуя импортозамещения значимой части товаров и услуг за счет переформатирования производственных цепочек и конечного выпуска. Можно «опустить» импорт и за счет более слабого курса рубля, но этот «метод» несовместим с ростом экономики и благосостояния.  
  • Рост инвестиций в ключевых секторах на 70%. На горизонте 7 лет это эквивалентно +7.8% в год, но до конца неясно, о каких секторах идет речь. За последние 5/10 лет все инвестиции росли на 4.7%/1.7% в год, причем в последние годы во многом за счет госинвестиций, а исходная 25% цель по доле инвестиций в ВВП в Нацпроектах-2018 так и не была достигнута, максимум - 22.4% в 2023.
  • Рост валовой добавленной стоимости в обработке на 40% к уровню 2022. С учетом +7% в 2023 обработка должна расти на 3.9% в год, что не выглядит недостижимо, но, все-таки, превышает средние темпы в 2.8%/2.3% за последние 5/10 лет.  
  • Рост несырьевого ненефтегазового экспорта на 2/3 к 2030. С $150 млрд. в 2018 ННЭ экспорт достиг рекордных $194 млрд. в 2021 (+30%), но в 2023 он обвалился на 25% до $146 млрд, опустившись ниже уровней 2018. Исходный план в 2018 предполагал рост к 2024 до $250 млрд. Рост на 2/3 к 2030 означает выход на $243 млрд., что даже ниже исходной цели. Еще менее амбициозно она будет выглядеть, если учесть разницу в прогнозной долларовой инфляции в планах 2018 (~2% в год) и фактических показателях 2019-23 (~4.1%), но таковы реалии.
  • Рост выпуска/экспорта продукции агропромышленного сектора на 25%/50% к уровню 2021. За 2022-23 выпуск в с/хоз-ве вырос на 11%, поэтому оставшиеся 13% на 8 лет потребуют скромных 1.5% в год. В терминах добавленной стоимости имеем +7.1% за 2022-23 и необходимые 2% в год в 2024-30. Вполне реалистично, но вряд ли амбициозно.

Что касается планов по экспорту, в 2018 для АПК он должен был вырасти c $25 млрд. в 2018 до $45 млрд. в 2024 при фактических $43.5 млрд. в 2023 – тут исходные цели почти выполнены, но, опять же, если не вспоминать про более высокую $ инфляцию. Нынешний рост в 1.5 раза к уровню 2021 года потребует +3.8% в 2024-30, что России вполне по силам с учетом глобальной инфляции в 2-3%.

 

Какие выводы можно сделать о целеполагании?

Многие из озвученных сегодня целей нельзя назвать по-настоящему амбициозными и предполагающими настоящий «экономический прорыв». Исключение, возможно, составляет лишь план по инвестициям и импортозамещению – здесь перед властями и частным сектором стоит более серьезный вызов. Непросто, полагаем, будет добиться и удвоения капитализации рынка акций. Стоит также напомнить, что исполнение части стратегических целей из Нацпроектов-2018 в 2020 году уже было перенесено с 2024 на 2030, и, как мы показали выше, озвученные сегодня планы на 2030 с некоторыми из прежних сдвинутых по времени «вправо» параметров как раз неплохо коррелируют.

 

Тем не менее, установка более реалистичных целей, чем в 2018, выглядит разумной стратегией в условиях более сложных внешних и внутренних условий и меньшей доступности финансовых ресурсов – значительная их часть (вкл. ФНБ) правительство использовало в 2020-23, а заёмные средства доступны только на внутреннем рынке, означая их удорожание даже без учета уровня ставки ЦБ. Перспектива повышения налогов с 2025, с одной стороны, снимает риски разбалансировки бюджетной системы, но, с другой стороны, может не позволить реализоваться оптимизму властей относительно темпов роста ВВП. Источник резерва – приватизация, но про неё речи не было.

 

Другой важный вывод – высокие шансы на сохранение преемственности в правительстве после выборов и невысокие риски смены базовых принципов в бюджетной и денежно-кредитной политике. Небольшая доля прямых социальных выплат и фокус на инвестиционных расходах – хорошая новость для ЦБ, который озабочен возвратом инфляции к цели и повышением потенциала экономики как одного из структурных дезинфляционных факторов. Дополнительные расходы (по крайней мере, в текущих условиях) не выглядят как game-changer для планов Минфина по заимствованиям. Наконец, президент предложил перейти от 3-летнего к 6-летнему бюджету для учёта стратегических приоритетов, а ЦБ как раз говорил, что для него важны среднесрочные планы. Для инвесторов и рынков всё это явный плюс.

 

Кто и когда будет это реализовывать?

Как заявил сегодня пресс-секретарь Президента, озвученное является предвыборной программой кандидата Путина. Реализовывать всё это придется новому Правительству, поэтому мы подготовили небольшую справку о том, как это обычно происходит.

 

Порядок подведения итогов выборов. Результаты выборов Президента определяются в течение 10 дней с даты голосования. Избранным является кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Вступление в должность Президента РФ (инаугурация) происходит в день окончания предыдущего срока, т.е. должна состояться 7 мая.

 

Порядок формирования Правительства. По Конституции, Правительство РФ подотчетно президенту и подконтрольно Госдуме, состоит из председателя (премьер-министр), его заместителей и федеральных министров. Премьер-министр, его заместители и отдельные федеральные министры (силовой блок) назначаются Президентом РФ с согласия Госдумы.

 

Не позднее двух недель после инаугурации Президента или после отставки Правительства (действующий кабинет министров слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом) кандидатура премьера вносится на рассмотрение Госдумы, на это отводится неделя. После утверждения Госдумой в течение недели премьер вносит свои предложения о структуре Правительства на утверждение Президенту.

 

Немного исторических фактов и статистики.

  • С начала 2000 при Владимире Путине правительство формировалось 7 раз, один раз его формировал Дмитрий Медведев.
  • Дважды с 2000 правительство уходило в отставку в связи с «корректировкой курса» и необходимостью досрочного обновления, в остальных случаях отставка была «процедурной».
  • В начале правления В. Путина число министерств и заместителей премьера было сильно сокращено, но затем с течением времени оно постепенно увеличивалось.
  • До 2008 в процессе формирования по итогам очередных президентских выборов состав правительства оставался неизменным на 56-84%, (грубо, учитывая изменение структуры Правительства), а с 2008 (с избранием Д. Медведева) персональный состав оставался неизменным уже на 40-50%, т.е. изменения стали происходить чаще. Поэтому в этот раз мы тоже не исключаем увидеть новые лица в Правительстве.
  • Существенно реже с 2000 менялись министры «силового» блока.

Глава ЦБ утверждается Госдумой по представлению Президента, срок полномочий – 5 лет. Эльвира Набиуллина была переназначена на новый срок в 2022. Решение об освобождении от должности главы ЦБ также принимается Госдумой. В случае досрочного сложения полномочий новый кандидат должен быть представлен в двухнедельный срок.


Новости и аналитика

Актуальные комментарии

Все комментарии
1 октября 2024 года

бюджет (2024) Центробанку не помощник?!

АстраNomia:
25 сентября 2024 года

резюме по ставке - на что обратить внимание?

АстраNomia:
Наш телеграм-канал
Оперативная аналитика у вас в смартфоне @Astra_AM

Аналитические отчеты

Все отчеты
17 сентября 2024 года АстраNomia

утильсбор и возможное влияние на инфляцию

Подробнее
11 сентября 2024 года АстраNomia

График дня - инфляция в августе

Подробнее
6 сентября 2024 года АстраNomia

рынок акций поверил в рецессию/стагфляцию?

Подробнее
27 августа 2024 года АстраNomia

График дня - товарная структура экспорта

Подробнее
Рассылка
Привычный канал доставки отчетов на десктоп.Подписаться

Новости компании

Все новости
7 августа 2024 года Информация для клиентов

Контакты для медиа
T: +7 (495) 739-55-44 E: info@astra-am.ru

Инвестиционные стратегии

Оригинальные стратегии для инвесторов. Помогаем состоятельным клиентам грамотно воспользоваться возможностями финансовых рынков за счет активного управления, профессионального анализа и поиска рыночных неэффективностей.

Все стратегии

* Стратегии доступны только квалифицированным инвесторам

Хедж-фонд Р5

Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд
Риск:

Валюта:

RUR

Хедж-фонд Д5

Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд
Риск:

Валюта:

RUR

Хедж-фонд Ю5

Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд
Риск:

Валюта:

CNY

Российские акции

Стратегия доверительного управления
Риск:

Валюта:

RUR

Российские облигации

Стратегия доверительного управления
Риск:

Валюта:

RUR

Стратегическая аллокация

Мы помогаем клиентам и их семейным офисам в построении инвестиционного процесса. Разрабатываем индивидуальную инвестиционную политику. Рекомендуем долгосрочное распределение капитала по классам активов на основе лучших мировых практик.

Команда

Даниил Аплеев, CFA

Даниил Аплеев, CFA

Отвечает за разработку и реализацию стратегии компании, операционное управление, взаимодействие с крупнейшими клиентами. До этого Даниил проработал в компании девять лет, начав с управления портфелем рублевых облигаций. В 2015 году успешно сдал экзамен CFA – самый престижный сертификат в области финансов и инвестиций в мире.

Команда

Дмитрий Полевой

Дмитрий Полевой

Выпускник МФТИ, Дмитрий с 2001 года занимается анализом российской и мировой экономики. В команде «Астра Управление активами» с 2020 года. Отвечает за инвестиционную стратегию на российском и международном финансовых рынках. До этого работал главным экономистом в РФПИ, банках ING, «КИТ Финанс» и в Институте экономики переходного периода.

Команда

Максим Литвинов

Максим Литвинов

Максим отвечает за рынок еврооблигаций. В сферу его обязанностей входит управление клиентскими портфелями, кредитный анализ эмитентов, поиск идей и разработка стратегий управления портфелями на развивающихся рынках. К команде «Астра Управление активами» присоединился в 2016 году, а карьеру начал в 2011 году в Райффайзенбанке.

Команда

Дмитрий Гаврилин

Дмитрий Гаврилин

Дмитрий осуществляет управление инвестиционными стратегиями «Хедж-фонд Р5» и «Хедж-фонд Д5». В команде «Астра Управление активами» с 2017 года. Обладает степенью MBA по программе «Управление инвестициями» в Высшей школе экономики.


Дисклеймер

Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд «Хедж-фонд Р5» (Правила фонда № 4853-СД от 21.02.2022), Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд «Хедж-фонд Ю5» (Правила фонда № 5313-СД от 23.03.2023), Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд «Хедж-фонд Д5» (Правила фонда № 5314-СД от 23.03.2023), Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд «Хедж-фонд Д1» (Правила фонда № 5493-СД от 14.07.2023), Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд «Валютные облигации с выплатой дохода» (Правила фонда № 5711-СД от 13.10.2023) (далее — Фонды) под управлением Акционерного общества «Астра Управление активами» (лицензия управляющей компании на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-01050 от 27 сентября 2021 г. выданная Банком России (решение № РБ-14/947 от 27.09.2021 г.); лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 045-12747-001000 от 10 декабря 2009 г. выданная ФСФР России без ограничения срока действия; деятельность в качестве инвестиционного советника, на основании записи в Едином реестре инвестиционных советников от 21 декабря 2018 г. № 13) (далее — АО «Астра УА» или Компания).

Фонды, находящиеся под управлением АО «Астра УА», являются фондами для квалифицированных инвесторов, в связи с чем информация о Фондах предназначена только квалифицированным инвесторам.

Стоимость инвестиционных паев может увеличиваться и уменьшаться, результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем, государство не гарантирует доходность инвестиций в паевые инвестиционные фонды. Правилами доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, предусмотрены надбавки и скидки к расчётной стоимости инвестиционных паев при их приобретении и погашении, взимание данных надбавок и скидок уменьшает доходность инвестиций в инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов. Прежде чем приобрести инвестиционный пай, следует внимательно ознакомиться с правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

Расчет доходности по Фондам приведен за периоды, определённые согласно пунктам 20.1-20.3 Указания Банка России №5609-У от 02.11.2020.

Доходность рассчитывается в соответствии с пунктом 20.5 Указания Банка России №5609-У от 02.11.2020, при этом:

- окончанием периода для расчета является указанная отчетная дата;

- началом периода для расчета является дата, образуемая вычитанием программными средствами из указанной отчетной даты периода для расчета, измеряемого соответственно в целых месяцах или годах.

Правилами Фонда предусмотрены надбавки и скидки к расчетной стоимости инвестиционных паев при их выдаче и погашении, взимание которых уменьшает доходность инвестиций в инвестиционные паи.

 

АО «Астра УА» информирует о совмещении различных видов деятельности, а также о существовании риска возникновения конфликта интересов.

Обращаем внимание, что инвестиции в ценные бумаги и/или иные финансовые инструменты связаны со значительным риском и могут оказаться неэффективными. Результаты инвестирования в прошлом не дают оснований для прогноза будущей динамики, не гарантируют будущих доходов и эффективности, а также не исключают возможной потери первоначального капитала.

Приведенный на сайте материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и упомянутые в нем финансовые инструменты либо операции, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). Определение соответствия финансового инструмента либо операции Вашим интересам, инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является Вашей задачей. АО «Астра УА» не несет ответственности за возможные убытки в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые на сайте, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии инвестиционного решения. Для того чтобы принять решение об осуществлении инвестиций в отдельные объекты требуется наличие существенного опыта и знаний в области финансов, позволяющих адекватно оценить риски и преимущества таких инвестиций.

 

Стоимость активов может как уменьшатся, так и увеличиваться в зависимости от ситуации на финансовых рынках. Инвестиции в ценные бумаги и/или иные финансовые инструменты связаны со значительным риском и могут оказаться неэффективными. Результаты инвестирования в прошлом не дают оснований для прогноза будущей динамики, не гарантируют будущих доходов и эффективности, а также не исключают возможной потери первоначального капитала. Вся упомянутая информация: не содержит гарантий надежности возможных инвестиций и стабильности размеров возможных доходов или издержек, связанных с указанными инвестициями; не является заявлением о возможных выгодах, связанных с методами управления активами. Результаты инвестирования в прошлом не определяют и не являются гарантией доходности инвестирования в будущем. Все упомянутое не является: какого-либо рода офертой, не подразумевалась в качестве оферты или приглашения делать оферты; не является прогнозом событий, инвестиционным анализом или профессиональным советом; не имеет целью рекламу, размещение или публичное предложение любых ценных бумаг, продуктов или услуг; не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, так как упомянутые финансовые инструменты либо операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). Определение соответствия финансового инструмента либо операции вашим интересам, инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является вашей задачей. При заключении соответствующего договора вам следует внимательно ознакомиться с его содержанием, а также с декларацией о рисках.

Ключевые определения:

Заемные средства – денежные средства, привлеченные с помощью рыночного фондирования.

Ребалансировка – проведение регулярных, обычно ежеквартальных, торговых операций, нацеленных на то, чтобы привести структуру портфеля к оптимальной.

Риск – агрегированная оценка компанией набора инвестиционных рисков, присущих стратегии, по пятибалльной шкале, где 1 – самый низкий риск, а 5 – самый высокий риск.

Рыночная неэффективность – временная ситуация отклонения стоимости актива от справедливой.

Семейный офис – команда экспертов в сфере управления благосостояниям, которые работают в интересах одной семьи или бенефициара.

Стратегия – совокупность индивидуальных счетов доверительного управления, которые объединены схожими инвестиционными параметрами, зафиксированными в инвестиционной декларации. Отдельные счета в рамках одной стратегии могут иметь специфические инвестиционные параметры. Портфели, объединенные в рамках одной стратегии, не обязательно должны иметь одинаковый состав и структуру. Компания определяет принципы формирования групп счетов, входящих в ту или иную стратегию, самостоятельно, основываясь на профессиональном суждении. Один и тот же счет может входить в разные стратегии в разные периоды времени, если инвестиционные параметры, определенные в инвестиционной декларации, менялись в соответствующие периоды по соглашению с клиентом. Термин «стратегия» не подразумевает «стандартную стратегию» в соответствии с 482-П.

Заемное фондирование – временное привлечение денежных средств с целью приобретения ценных бумаг в портфель инвестора.

Целевая доходность / Инвестиционная цель – ориентир доходности в процентах годовых, очищенный от комиссий управляющего, к которому управляющий стремится на инвестиционном горизонте, установленном в договоре, но который не гарантирует. Инвестирование сопряжено с рисками, реализация которых может привести к недостижению целевой доходности.

Квалифицированный инвестор – лицо, указанное в пункте 2 статьи 51.2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а также лица, признанные квалифицированными инвесторами в соответствии с порядком и требованиями, установленными статьей 51.2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Получить подробную информацию о деятельности АО «Астра УА», а также иную информацию, которая должна быть предоставлена Компанией в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, до заключения соответствующего договора ознакомиться с условиями управления активами и получить сведения о лице, осуществляющем управление активами, а также получить информацию о паевых инвестиционных фондах и ознакомиться с Правилами доверительного управления фондами, а также сведениями о местах приема заявок на приобретение, погашение или обмен инвестиционных паев и иными документами, предусмотренными Федеральным законом от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и нормативными актами Банка России, можно по адресу: 125167, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 39, стр.80, помещение 1.1, этаж 14, по телефону: +7 (495) 739-55-44. Адрес сайта в сети Интернет: www.astra-am.ru