налоговая "справедливость" и влияние на рынки
Что случилось?
Минфин внёс в правительство поправки в Налоговый кодекс в рамках налоговой реформы с 2025, целью которой является привлечение дополнительных доходов для финансирования приоритетных расходов под девизом повышения «справедливости» действующей системы. Всего в бюджетную систему власти планируют дополнительно собрать 2.6 трлн руб. налогов в 2025 и около ~17.7 трлн руб. в 2025-30.
- Двухступенчатая шкала НДФЛ (13% до 5 млн руб. в год и 15% свыше) меняется на пятиступенчатую (13% с доходов <2.4 млн руб./год, 15% для 2.4-5 млн руб., 18% для 5-20 млн руб., 20% для 20-50 млн руб. и 22% для доходов свыше 50 млн руб.) с уплатой повышенной ставки от превышения лимита – это затронет 2.5 млн человек и даст бюджету 533 млрд руб. в 2025 и 3.1 трлн руб. до 2030
- Родителям с двумя и более детьми с низкими доходами будет доступен налоговый вычет в 7% из базовых 13%
- Для доходов в виде процентов по вкладам, дивидендам, реализации ценных бумаг и долей участия ставка составит 13% до 2.4 млн руб. (было 5 млн. руб.) и 15% сверх этого без дальнейшей прогрессии
- Налог на прибыль организаций повышается с 20% до 25% с рядом налоговых вычетов в привязке к инвестициям и расходам на НИОКР, отменяется введенная осенью 2023 плавающая экспортная пошлина – это даст бюджету 1.6 трлн руб. в 2025 и 11.1 трлн руб. до 2030
- Через увеличение ставки НДПИ и акциз повышается налоговое бремя на металлургов (добыча железной руды) и производителей удобрений – бюджет получит около 51 млрд руб. в год
- IT-компании с 2025 начнут платить налог на прибыль по ставке 5% вместе действующих 0%
- Повышение порогов для применения УСН и обязательство по уплате НДС вкупе с понижение страховых взносов в адрес физлиц – 2.5 трлн руб. до 2030
- Повышение госпошлины по сделкам с недвижимостью (вкл. землю) – 16 млрд руб. в 2025 и 106 млрд. до 2030
- Другие налоговые новации (акцизы, региональные имущественные налоги и др.) должны дать в бюджет суммарно около 660 млрд руб. до 2030
Внесенные поправки идут вместо с изменениями в бюджет на 2024 и 2025-26 – точные параметры пока неизвестны, но в 2024 возможно небольшое повышение общего дефицита (план -1.6 трлн руб. или -0.9% ВВП) и неизменность структурного (первичного) дефицита (-0.9% ВВП).
Что мы думаем?
Шкала НДФЛ выглядит лучше, чем могла бы быть – налоговое бремя на физлиц вырастет не так сильно. Основной вклад в финансирование дополнительных расходов ложится на бизнес – из 17.7 трлн руб. дополнительных сборов в 2025-30 (сумма оценок Минфина) около двух-третей приходится на компании, если изменения по НДФЛ, УСН и имущественным налогам отнести к физлицам.
Ожидаемые доходы в 2.6 трлн. руб. в 2025 и ~3 трлн руб./год в 2026-30, на первый взгляд, полностью закрывают дополнительные расходы бюджета, которые в феврале (после послания Президента) мы оценивали от 7.5 до 12 трлн руб. за шесть лет. Все налоги – несырьевые, поэтому будут направлены на расходы в рамках бюджетного правила (БП). Значимого влияния на объемы размещения ОФЗ быть не должно, если обещания Минфина не повышать структурный дефицит бюджета будут выполнены.
С точки зрения инфляции и ставок, на макро-уровне изменения не должны нести серьезных инфляционных рисков ввиду неизменности структурного дефицита. Но дезинфляционные эффекты от повышения НДФЛ/других налогов и проинфляционные эффекты увеличения госрасходов могут отличаться по своему масштабу для разных доходных групп. Рост налога на прибыть частного сектора при увеличении госинвестиций может снижать рост производительности из-за разной эффективности частных и госинвестиций и, в итоге, в условиях жесткого рынка труда быть проинфляционным. Поэтому нетто-эффекты налоговой реформы могут быть как нейтральными, так и умеренно-проинфляционными, заставляя ЦБ держать высокие ставки дольше. Поэтому для ОФЗ с фиксированным купоном условия не меняются – спешить с покупками не стоит до стабилизации ожиданий по ставке ЦБ.
Для рубля эффекты могут быть разнонаправленными, налоговые новации вряд ли достаточны для пересмотра прогнозов отсутствия рисков резкого ослабления курса в 2П24-2025 без внешних шоков (95-100/USD к концу 2024 и в 2025). Прогрессия НДФЛ перераспределяет доходы от состоятельных россиян (больше сберегают и меньше тратят, пусть и с большей долей импорта, а также выводят средства за рубеж, поддерживая отток капитала), к менее обеспеченным слоям (больше тратят, в т.ч. на импорт, но меньше отток капитала). Для бизнеса эффекты тоже оценить сложно – меньше прибыли после уплаты налогов снижают базу для инвестиций и дивидендов (импорт и отток капитала), но будут замещены госинвестициями (спрос на импорт и коррупционные эффекты).
Для рынка акций рост налога на прибыль прямо снижает её величину на чуть более 6%, негативно влияя и на базу для выплаты дивидендов – основание дня снижение общей оценки на эту же величину. Ряд исследований по США явно показывает, что рост налога на прибыль негативен для рынка акций (при прочих равных условиях). Добровольный/вынужденный приток средств физлиц в российские акции эти негативные эффекты могут смягчить, особенно при более щадящем режиме налогообложения инвестиционных доходов. Основной эффект налогов рынок, видимо, ощутит в 2025-1П26 через снижение прогнозов прибылей и ожидаемых дивидендов с повышенных уровней прошлых лет. В среднем на горизонте 3-4 лет ждём от акций 13-18% годовых полной доходности, в 2025-26 цифры могут быть чуть ниже после ~25% в 2024 по индексу Мосбиржи.
Новости и аналитика
Актуальные комментарии
Все комментарии
Аналитические отчеты
Все отчеты
Новости компании
Все новости
Инвестиционные стратегии
Оригинальные стратегии для инвесторов. Помогаем состоятельным клиентам грамотно воспользоваться возможностями финансовых рынков за счет активного управления, профессионального анализа и поиска рыночных неэффективностей.
Все стратегии* Стратегии доступны только квалифицированным инвесторам