утильсбор и возможное влияние на инфляцию
Что случилось?
После пятничного решения ЦБ поднять ключевую ставку с 18% до 19% стало известно об утверждении правительством планов индексации утилизационного сбора с 1 октября на 85% по большинству типов легковых автомобилей, на 20% ежегодно в 2025-26 и далее на 10% в год до 2030. Как эти изменения повлияют на цены авто и общую инфляцию до конца 2024 и в 2025?
Что такое утильсбор?
Утильсбор взимается с юрлиц, импортирующих или производящих в РФ автомобили (и другую технику): импортеры уплачивают его в полном размере, а для производителей предусмотрена его компенсация в зависимости от уровня локализации техники. Размер утильсбора рассчитывается как произведение базовой ставки (20 тыс. руб.) и коэффициента, зависящего от параметром авто (возраст, объем двигателя). Для физлиц, ввозящих авто самостоятельно для личного пользования, утильсбор останется неизменным (3.4/5.2 тыс. руб. за авто младше/старше 3 лет).
Как менялись цен на автомобили…?
В потребительской корзине суммарный вес авто (4.56%) складывается из отечественного нового авто (1.27%), импортного нового (1.05%) или импортного подержанного авто (2.24%). Учитывая бум на авторынке, в 2025 веса могут быть выше, но пока ориентируемся на них.
Устойчивый рост цен на автомобили начался в пандемию с 2020, но с 2022 динамика дополнительно ускорилась (слайд 1). Несмотря на различия в уровне цен между разными типами авто, их динамика с конца 2019 почти не различается (+124-138%).
Отметим и довольно устойчивые соотношения цен до 2022 между новым отечественным авто и импортным подержанным (85-90%) и импортным новым авто (~55%), их заметное изменение в 2022-23 из-за санкционного шока и последующую частичную нормализацию в 2024.
Основной вывод: бремя утильсбора «де-юре» максимально для импортных и мало-локализованных авто, но, «де-факто», цены на рынке растут одинаково по всем сегментам, включая отечественные автомобили меньше всего страдающие от утильсбора. Утильсбор – проинфляционный фактор для всего рынка.
…и как это может сказаться на инфляции?
Для точного ответа на этот вопрос нужно знать структуру импорта/производства авто по типам утильсбора (слайд 2), мы же грубо оценили её на основе данных продаж авто в 2023-24 и предположили, что основной объем приходится на авто с двигателем 1000-2000 куб. см. (70%), 2000-3000 куб. см. (20%) и 3000-3500 куб. см (10%). При такой структуре утильсбор вырастет на 405 тыс. руб. с 1 октября и еще на 176 тыс. руб. с 1 января 2025 после роста на 270 тыс. руб. с 1 августа 2023.
В августе 2023 наша оценка повышения утильсбора составляла 12% для новых и 34% для подержанных авто к ценам июля 2023. В течение следующих 12 мес. цены на соответствующие авто выросли на 8% и 23%, т.е. утильсбор (и другие факторы) был заложен в цены на 2/3 от величины изменения. Утильсбор на 2025 для новых/подержанных авто составляет 24%/64% от средней стоимости авто в корзине Росстата. В 2024-25 цены могут отреагировать иначе: по сообщениям СМИ, импортеры пытаются ввезти максимально-возможный объем авто по старому утильсбору, ставки по автокредитам продолжат расти, а спрос, вероятно падать, часть иностранных (китайских) производителей имеют запас по маржинальности, чтобы цены сильно не выросли.
Поэтому для наших оценок предположим, что в позитивном сценарии стабильного спроса цены в течение 12-мес. растут на 2/3 от увеличения утильсбора, а в негативном – только на половину от того, что было в 2023-24. В позитивном сценарии цены на новый отечественный и импортный подержанный авто к концу 2025 растут на 55-57%, а новый импортный – на 20-25%, в т.ч. из-за большей дороговизны, а добавка к инфляции составит ~0.5% до конца 2024 и ~1.4% в 2025. В негативном сценарии цены растут на 27-28% и 10% соответственно, а добавка к инфляции составит ~0.2-0.3% до конца 2024 и ~0.7-0.8% и в 2025.
Что это значит?
С августа 2023 подорожание авто обеспечили ~0.5% из чуть более 9% инфляции. Итоговый вклад утильсбора в инфляцию до конца 2024-2025 будет зависеть от действий производителей/дилеров и чувствительности спроса к жесткой политике ЦБ/росту цен. Но даже половина от полученных нами оценок (0.5-1%) до конца 2025 значимо повысят шансы на превышение текущих прогнозов ЦБ по инфляции на 2024 (6.5-7%) и 2025 (4-4.5%). И это лишь один из проинфляционных факторов со стороны правительства (помимо тарифов ЖКХ, акцизов и др. сборов), на которые приходится реагировать регулятору. Как следствие, без возвращения инфляции на целевую траекторию уже в сентябре-октябре рост ставки ЦБ до 20% выглядит неизбежным. Авто же из-за планового роста утильсбора будут всё больше становиться «роскошью», а не «средством передвижения».
Новости и аналитика
Актуальные комментарии
Все комментарии
Аналитические отчеты
Все отчеты
Новости компании
Все новости
Инвестиционные стратегии
Оригинальные стратегии для инвесторов. Помогаем состоятельным клиентам грамотно воспользоваться возможностями финансовых рынков за счет активного управления, профессионального анализа и поиска рыночных неэффективностей.
Все стратегии* Стратегии доступны только квалифицированным инвесторам