24 сентября 2025 года
Дмитрий Полевой
АстраNomia:

MIND THE GAP

Что случилось?

«Mind the gap» - знаменитое предупреждение для пассажиров лондонской подземки приобретает особый смысл для инвесторов в РФ. Все ждут проект бюджета на 2025 и 2026-28 в надежде понять объем дефицита бюджета (по-английски fiscal gap) и возможные налоговые новации. Утром Минфин выпустил пресс-релиз на эту тему, в числе основных новаций анонсировав рост НДС с 20% до 22% с сохранением действующих льгот, снижение порога по уплате НДС для «упрощенки», новые налоги на игорный бизнес и отказ от льгот по страховым взносам в ряде секторов, введенных в период пандемии. Однако влияние бюджета на спрос и экономику, с одной стороны, и инфляцию и ставку ЦБ, с другой стороны, будет зависеть от того, встретит ли все эти «фискальные новации» экономика с положительным, нулевым или отрицательным «разрывом выпуска» (по-английски output gap). Попробуем вместе, на пальцах, пофантазировать на эту тему, чтобы потом можно было сравнить факт с ожиданиями.

 

Немного про бюджетную математику и бюджетное правило (БП)

В идеале нужно смотреть на параметры всей бюджетной системы, т.е. консолидированного бюджета, объединяющего федеральный бюджет (ФБ), региональные бюджеты и бюджет внебюджетных фондов. Но основную роль играет федеральный бюджет, он же де-факто балансирует любые возникающие дисбалансы на уровне регионов и внебюджетных фондов через межбюджетные трансферты, поэтому сфокусируемся на нём.

 

Основу всей бюджетной конструкции обеспечивает бюджетное правило (БП), суть которого заключается в следующем:

 

  • Минфин прогнозирует общий объем нефтегазовых (НГ) и ненефтегазовых (ННГ) доходов исходя из базового макро-прогноза Минэкономики
  • лимит расходов на год определяется как сумма (1) НГ доходов при базовой цене на нефть в US$60/брл (будет снижаться на $1/брл с 2026 года до $55/брл к 2030) , (2) ННГ доходов, (3) % расходов на обслуживание госдолга и (4) сальдо бюджетных и внешних кредитов
  • положительная/отрицательная разница между фактическими и базовыми НГ доходами из-за отклонения цен на сырье в $ выражении и/или объемов добычи/экспорта сырья от прогнозных уровней определяет объем покупки/продажи валюты из ФНБ, тогда как отклонение курса рубля от прогнозного компенсируется за счёт госдолга и/или остатков средств на счетах
  • с 2025 использовать средства ФНБ на покрытие дефицита бюджета не разрешено, как того и требует бюджетное правило, с 2020 это правило в том или ином виде нарушалось
  • любые дополнительные ННГ доходы автоматически увеличивают расходы, чтобы не было дополнительного изъятия средств из экономики
  • ключевой переменной (но не единственной), определяющей величину бюджетного стимула, является первичный структурный баланс (СПБ) – разность, с одной стороны, базовых НГ доходов и ННГ доходов и, с другой стороны, расходов без учета % расходов на обслуживание долга и сальдо кредитов, поэтому его и называют первичным
  • при таком подходе к определению доходов и расходов величина СПБ остаётся нулевой, т.е. бюджет сбалансирован на первичном уровне при базовых НГ доходах
  • дополнительным элементом бюджетного стимула являются инвестиции из ФНБ, которые трансформируют ликвидные активы (юаня и/или золото) в неликвидные (приоритетные проекты) – в последние годы не превышали 1 трлн руб. в год

 

Что мы думаем про дефицит бюджета или fiscal gap?

  • бюджет на 2025 в сен-24 был запланирован с доходами 40.3 трлн руб., расходами 41.5 трлн руб. и дефицитом в размере 1.2 трлн руб. или 0.5% ВВП
  • в мае-25 из-за снижения прогноза НГ доходов, но его повышения для ННГ доходов (из-за пересмотра номинального ВВП вверх с 215 до 222 трлн руб.), общие доходы были скорректированы до 38.5 трлн руб. при увеличении расходов до 42.3 трлн руб., что увеличило дефицит до 3.8 трлн руб. или 1.7% ВВП
  • важно (!) – структурный первичный дефицит бюджета в обеих версиях был равен нулю, как того требовало БП, поэтому на позицию ЦБ майские бюджетные корректировки не повлияли
  • по нашим оценкам, при текущих ценах на сырьё и курсе рубля 84-85/USD в сентябре-декабре, НГ доходы будут близки к прогнозу 8.3 трлн руб. или чуть его превысят, но из-за более низкого объема ВВП (213-215 трлн руб. по нашей оценке) ННГ расходы будут ниже прогнозных, расходы же с учётом текущей «бюджетной росписи» могут вырасти до 42.6-42.9 трлн руб., поэтому дефицит в 2025 может составить 6.4-6.6 трлн руб. или 3-3.1% ВВП, а структурный первичный баланс увеличится с 0% до 1.2% ВВП 
  • бюджет на 2026 в сен-24 был запланирован с доходами 41.8 трлн руб., расходами 44 трлн руб. и дефицитом в размере 2.2 трлн руб. или 0.9% ВВП
  • оценить изменения в бюджете на 2026 сложно, поскольку нам неизвестен обновленный макро-прогноз, но при его действующей версии по сырьевому сектору, нашей оценке номинального ВВП в 2026 и грубой оценке изменения % расходов по госдолгу и льготным программам доходы могут составить 39.1 трлн руб. (-2.7 трлн руб. к прогнозу), а расходы по БП не выше 42.1 трлн руб. (-2 трлн руб. к плану) при дефиците около 3 трлн руб. или 1.3% ВВП
  • В рамках бюджетного правила это потребовало бы снижения номинальных расходов бюджета с 44 до 42.1 трлн руб. (-4.5% номинально и -8-9% с учетом ожидаемой инфляции), что будет довольно болезненно для экономики, рост которой складывается и так заметно ниже официальных прогнозов Минэкономики и ЦБ. Чтобы сохранить расходы на уровне 44 трлн руб. нужно либо нарушить БП, либо найти, минимум, 2 трлн. руб. дополнительных ННГ доходов, чтобы на эту сумму увеличить расходы и не допустить их номинального снижения.
  • Сколько могут дать налоговые новации Минфина? В сумме, по нашим грубым оценкам, бюджет может дополнительно собрать 2.4-2.9 трлн руб., включая рост ставки НДС – 1.8-2 трлн руб., налоги на букмекеров 100-300 млрд руб. (5% с оборота и 25% с прибыли , СМИ писали про оборот в 6 трлн руб. или 1.7 трлн руб. у топ-10 крупнейших букмекеров и прибыль около 100 млрд руб.), льготы по страховым взносам в 2021-23 стоили бюджету 400-450 млрд. руб., т.е. с поправкой на инфляцию и рост зарплат «порядок» цифр 500-600 млрд руб.  

 

Налоговые новации позволят Минфину, с одной стороны, не допустить номинального снижения запланированных на 2026 (и далее) расходов, а, возможно, их даже немного увеличить в пределах 0.5-1 трлн руб. или 1-2% к плановым 44 трлн руб. в действующей версии бюджета. Но в рамках бюджетного правила этот рост расходов полностью закрывается повышением налогов, поэтому увеличения СПБ, видимо, не происходит – в 2026 планируется его нулевая величина.

 

Что это значит для инфляции, ставки ЦБ и рынка?

ЦБ уже заявил, что налоговые новации уже учтены на заседании 12 сентября, план сохранения нулевого СПБ нейтрален для динамики «устойчивой» инфляции в будущем, и ЦБ больше заботят возможные вторичные эффекты роста НДС на инфляцию и инфляционные ожидания. Насколько это страшно?

 

  • В 2018 ЦБ ожидал рост инфляции от повышения НДС с 18% до 20% от 0.5% до 1.5 п.п., но анализ фактических эффектов в 2019 указал на дополнительный рост цен в пределах 0.55-0.7 п.п., т.е. по нижней границе диапазона
  • Рост цен может быть сконцентрирован в 4К25 (частичное упреждающее повышение) и 1К26 (фактическое повышение), но возможный рост потребительского спроса и трансляция в цены в начале (желание купить товары дешевле до фактического повышения) сменится снижением спроса с 1К26 на фоне снижения спроса и общих дезинфляционных эффектов повышения налогов
  • По оценкам ЦБ в 2018 году и чувствительности экономики/спроса по модели, рост налогов может оказывать большее сдерживающее влияние на рост экономики/спроса, чем рост расходов, которые эти налоги финансируют. Это интуитивно понятно – частные расходы эффективнее государственных.
  • Реакция экономики и цен на шок бюджетной политики в 2025 (дополнительный бюджетный стимул в 1.2% ВВП) и рост НДС будет зависеть от того, где находится ВВП относительно своего потенциала (т.е. «разрыва выпуска»).
  • В последних комментариях ЦБ говорит о его сокращении, в публикациях регулятора визуально к середине 2025 этот «разрыв выпуска» стал нулевым. Близкие к нулю или даже слабо-отрицательные оценки «разрыва выпуска» на текущий момент можно получить из опроса компаний, если повторить расчеты регулятора из недавно опубликованного им исследования на эту тему.
  • В условиях неположительного «разрыва выпуска» к 3К25 дополнительный бюджетный стимул в 2025 не позволит экономике «провалиться» ниже и удержать рост 0.5-1% в 2025 и около 1% в 2026, значимых инфляционных эффектов (больше 0.1-0.2%) быть не должно.
  • Рост инфляции в 2025 складывается ближе к 5.5-5.7%, т.е. ниже прогноза ЦБ в 6-7%, поэтому возможный эффект от НДС в 0.6-0.7% и 0.1-0.2% к инфляции от бюджета в 4К25-1К26 лишь вернет инфляцию ближе к базовой траектории ЦБ.
  • В 2019 «разрыв» выпуска был слабо-положительным и растущим, сейчас он нулевой или слабо-отрицательный (инфляция это подтверждает) и вряд ли растёт. Это позитивно для инфляции. Правда, с точки зрения инфляционных ожиданий в преддверии роста НДС сейчас условия хуже, чем в 2018.
  • Дополнительные 2-2.5 трлн руб. от бюджетного стимула в 2025 из-за увеличения программы заимствований на соответствующую величину (часть расширенного дефицита в 2025 Минфина может закрыть остатками на счетах) могут дать 1.5-2% прироста денежной массе М2/М2х, подняв её траекторию ближе к 10-12%, но это соответствует тому, что наблюдалось в 2016-19, когда инфляция была вблизи 4% цели
  • Плюс к этому ЦБ в сентябре занял более жесткую позицию, что сместило ожидания по ставке вверх, и эта жесткость должна абсорбировать дополнительные инфляционные эффекты. ЦБ об этом после сентябрьского заседания тоже говорил, когда обсуждали эффекты бюджетного стимула.
  • По формуле Тейлора, которая есть в модельном аппарате ЦБ, дополнительные 0.7-0.8% в ожидаемой на 2026 инфляции требовали бы повышения траектории ставки на 0.5-0.6%, а если консервативно предположить (это максимально-негативный вариант), что бюджетный шок в 1% ВВП полностью уйдет в цены, а эффекты НДС составят еще 1%, то траектория ставки должна быть выше на 1-1.5%

 

В итоге, при вышеназванных предположениях о новых бюджетных параметрах, наш базовый прогноз ставки 14-15% в 2025 и 10-11% в 2026 корректируем вверх на 1 п.п. до 15-16% и 11-12%, но шансы движения в рамках базового прогноза ЦБ (ставка 9-11% в 2026) остаются. Предпосылок перехода к инфляционному сценарию ЦБ не видим, бюджет, скорее всего, сохранит свою дезинфляционную направленность, даже если мы увидим сдержанный рост расходов. Важна приверженность бюджетному правилу и нулевому структурному первичному баланса.

 

Текущая жёсткость ДКУ купирует риски, ЦБ пока может снижать ставку с оглядкой на риски, но угроза «жесткой посадки» сохраняется. Для рынка ОФЗ дополнительный навес первичного предложения в 2-2.5 трлн руб. до конца 2025 сдержит снижение доходностей, но страховкой является возможность размещения флоутеров, которые с радостью купят крупнейшие банки по аналогии с концом 2024.

 

Поэтому наша идея со снижением доходностей ОФЗ в 2025 и 2026 сохраняет свою актуальность, пусть основное движения ставок и смещается «вправо». Доходности средних-длинных ОФЗ к концу 2026 могут опуститься до 11.5-12% и ближе к 10.5-11% в 2027. Текущая коррекция выглядит избыточной, уровни 15%+ по бумагам – хорошая точка для покупок. Ждём финальных параметров бюджета и наблюдаем за геополитическими рисками.


Новости и аналитика

Актуальные комментарии

Все комментарии
Наш телеграм-канал
Оперативная аналитика у вас в смартфоне @Astra_AM

Аналитические отчеты

Все отчеты
18 декабря 2025 года АстраNomia

могут ли высокие ИО сдержать ЦБ в снижении ставки?

Подробнее
8 декабря 2025 года АстраNomia

несколько размышлений про консенсус

Подробнее
5 декабря 2025 года АстраNomia

стабильность рубля позволила ЦБ снять лимиты на валютные переводы

Подробнее
4 декабря 2025 года АстраNomia

что говорят последние макро-данные?

Подробнее
Рассылка
Привычный канал доставки отчетов на десктоп.Подписаться

Новости компании

Все новости
Контакты для медиа
T: +7 (495) 739-55-44 E: info@astra-am.ru

Инвестиционные стратегии

Оригинальные стратегии для инвесторов. Помогаем состоятельным клиентам грамотно воспользоваться возможностями финансовых рынков за счет активного управления, профессионального анализа и поиска рыночных неэффективностей.

Все стратегии

* Стратегии доступны только квалифицированным инвесторам

Хедж-фонд Р5

Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд
Риск:

Валюта:

RUR

Хедж-фонд Д5

Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд
Риск:

Валюта:

RUR

Хедж-фонд Ю5

Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд
Риск:

Валюта:

CNY

Российские акции

Стратегия доверительного управления
Риск:

Валюта:

RUR

Российские облигации

Стратегия доверительного управления
Риск:

Валюта:

RUR

Стратегическая аллокация

Мы помогаем клиентам и их семейным офисам в построении инвестиционного процесса. Разрабатываем индивидуальную инвестиционную политику. Рекомендуем долгосрочное распределение капитала по классам активов на основе лучших мировых практик.

Команда

Даниил Аплеев, CFA

Даниил Аплеев, CFA

Отвечает за разработку и реализацию стратегии компании, операционное управление, взаимодействие с крупнейшими клиентами. До этого Даниил проработал в компании девять лет, начав с управления портфелем рублевых облигаций. В 2015 году успешно сдал экзамен CFA – самый престижный сертификат в области финансов и инвестиций в мире.

Команда

Дмитрий Полевой

Дмитрий Полевой

Выпускник МФТИ, Дмитрий с 2001 года занимается анализом российской и мировой экономики. В команде «Астра Управление активами» с 2020 года. Отвечает за инвестиционную стратегию на российском и международном финансовых рынках. До этого работал главным экономистом в РФПИ, банках ING, «КИТ Финанс» и в Институте экономики переходного периода.

Команда

Максим Литвинов

Максим Литвинов

Максим отвечает за рынок еврооблигаций. В сферу его обязанностей входит управление клиентскими портфелями, кредитный анализ эмитентов, поиск идей и разработка стратегий управления портфелями на развивающихся рынках. К команде «Астра Управление активами» присоединился в 2016 году, а карьеру начал в 2011 году в Райффайзенбанке.

Команда

Дмитрий Гаврилин

Дмитрий Гаврилин

Дмитрий осуществляет управление инвестиционными стратегиями «Хедж-фонд Р5» и «Хедж-фонд Д5». В команде «Астра Управление активами» с 2017 года. Обладает степенью MBA по программе «Управление инвестициями» в Высшей школе экономики.


Дисклеймер

Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд «Хедж-фонд Р5» (Правила фонда № 4853-СД от 21.02.2022), Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд «Хедж-фонд Ю5» (Правила фонда № 5313-СД от 23.03.2023), Интервальный паевой инвестиционный комбинированный фонд «Хедж-фонд Д5» (Правила фонда № 5314-СД от 23.03.2023) (далее — Фонды) под управлением Акционерного общества «Астра Управление активами» (лицензия управляющей компании на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-01050 от 27 сентября 2021 г. выданная Банком России (решение № РБ-14/947 от 27.09.2021 г.); лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами № 045-12747-001000 от 10 декабря 2009 г. выданная ФСФР России без ограничения срока действия; деятельность в качестве инвестиционного советника, на основании записи в Едином реестре инвестиционных советников от 21 декабря 2018 г. № 13) (далее — АО «Астра УА» или Компания).

Фонды, находящиеся под управлением АО «Астра УА», являются фондами для квалифицированных инвесторов, в связи с чем информация о Фондах предназначена только квалифицированным инвесторам.

Стоимость инвестиционных паев может увеличиваться и уменьшаться, результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем, государство не гарантирует доходность инвестиций в паевые инвестиционные фонды. Правилами доверительного управления паевыми инвестиционными фондами, предусмотрены надбавки и скидки к расчётной стоимости инвестиционных паев при их приобретении и погашении, взимание данных надбавок и скидок уменьшает доходность инвестиций в инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов. Прежде чем приобрести инвестиционный пай, следует внимательно ознакомиться с правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

Расчет доходности по Фондам приведен за периоды, определённые согласно пунктам 20.1-20.3 Указания Банка России №5609-У от 02.11.2020.

Доходность рассчитывается в соответствии с пунктом 20.5 Указания Банка России №5609-У от 02.11.2020, при этом:

- окончанием периода для расчета является указанная отчетная дата;

- началом периода для расчета является дата, образуемая вычитанием программными средствами из указанной отчетной даты периода для расчета, измеряемого соответственно в целых месяцах или годах.

Правилами Фонда предусмотрены надбавки и скидки к расчетной стоимости инвестиционных паев при их выдаче и погашении, взимание которых уменьшает доходность инвестиций в инвестиционные паи.

 

АО «Астра УА» информирует о совмещении различных видов деятельности, а также о существовании риска возникновения конфликта интересов.

Обращаем внимание, что инвестиции в ценные бумаги и/или иные финансовые инструменты связаны со значительным риском и могут оказаться неэффективными. Результаты инвестирования в прошлом не дают оснований для прогноза будущей динамики, не гарантируют будущих доходов и эффективности, а также не исключают возможной потери первоначального капитала.

Приведенный на сайте материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и упомянутые в нем финансовые инструменты либо операции, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). Определение соответствия финансового инструмента либо операции Вашим интересам, инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является Вашей задачей. АО «Астра УА» не несет ответственности за возможные убытки в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые на сайте, и не рекомендует использовать указанную информацию в качестве единственного источника информации при принятии инвестиционного решения. Для того чтобы принять решение об осуществлении инвестиций в отдельные объекты требуется наличие существенного опыта и знаний в области финансов, позволяющих адекватно оценить риски и преимущества таких инвестиций.

 

Стоимость активов может как уменьшатся, так и увеличиваться в зависимости от ситуации на финансовых рынках. Инвестиции в ценные бумаги и/или иные финансовые инструменты связаны со значительным риском и могут оказаться неэффективными. Результаты инвестирования в прошлом не дают оснований для прогноза будущей динамики, не гарантируют будущих доходов и эффективности, а также не исключают возможной потери первоначального капитала. Вся упомянутая информация: не содержит гарантий надежности возможных инвестиций и стабильности размеров возможных доходов или издержек, связанных с указанными инвестициями; не является заявлением о возможных выгодах, связанных с методами управления активами. Результаты инвестирования в прошлом не определяют и не являются гарантией доходности инвестирования в будущем. Все упомянутое не является: какого-либо рода офертой, не подразумевалась в качестве оферты или приглашения делать оферты; не является прогнозом событий, инвестиционным анализом или профессиональным советом; не имеет целью рекламу, размещение или публичное предложение любых ценных бумаг, продуктов или услуг; не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, так как упомянутые финансовые инструменты либо операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). Определение соответствия финансового инструмента либо операции вашим интересам, инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска является вашей задачей. При заключении соответствующего договора вам следует внимательно ознакомиться с его содержанием, а также с декларацией о рисках.

Ключевые определения:

Заемные средства – денежные средства, привлеченные с помощью рыночного фондирования.

Ребалансировка – проведение регулярных, обычно ежеквартальных, торговых операций, нацеленных на то, чтобы привести структуру портфеля к оптимальной.

Риск – агрегированная оценка компанией набора инвестиционных рисков, присущих стратегии, по пятибалльной шкале, где 1 – самый низкий риск, а 5 – самый высокий риск.

Рыночная неэффективность – временная ситуация отклонения стоимости актива от справедливой.

Семейный офис – команда экспертов в сфере управления благосостояниям, которые работают в интересах одной семьи или бенефициара.

Стратегия – совокупность индивидуальных счетов доверительного управления, которые объединены схожими инвестиционными параметрами, зафиксированными в инвестиционной декларации. Отдельные счета в рамках одной стратегии могут иметь специфические инвестиционные параметры. Портфели, объединенные в рамках одной стратегии, не обязательно должны иметь одинаковый состав и структуру. Компания определяет принципы формирования групп счетов, входящих в ту или иную стратегию, самостоятельно, основываясь на профессиональном суждении. Один и тот же счет может входить в разные стратегии в разные периоды времени, если инвестиционные параметры, определенные в инвестиционной декларации, менялись в соответствующие периоды по соглашению с клиентом. Термин «стратегия» не подразумевает «стандартную стратегию» в соответствии с 482-П.

Заемное фондирование – временное привлечение денежных средств с целью приобретения ценных бумаг в портфель инвестора.

Целевая доходность / Инвестиционная цель – ориентир доходности в процентах годовых, очищенный от комиссий управляющего, к которому управляющий стремится на инвестиционном горизонте, установленном в договоре, но который не гарантирует. Инвестирование сопряжено с рисками, реализация которых может привести к недостижению целевой доходности.

Квалифицированный инвестор – лицо, указанное в пункте 2 статьи 51.2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а также лица, признанные квалифицированными инвесторами в соответствии с порядком и требованиями, установленными статьей 51.2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Получить подробную информацию о деятельности АО «Астра УА», а также иную информацию, которая должна быть предоставлена Компанией в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, до заключения соответствующего договора ознакомиться с условиями управления активами и получить сведения о лице, осуществляющем управление активами, а также получить информацию о паевых инвестиционных фондах и ознакомиться с Правилами доверительного управления фондами, а также сведениями о местах приема заявок на приобретение, погашение или обмен инвестиционных паев и иными документами, предусмотренными Федеральным законом от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и нормативными актами Банка России, можно по адресу: 125167, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 39, стр.80, помещение 1.1, этаж 14, по телефону: +7 (495) 739-55-44. Адрес сайта в сети Интернет: www.astra-am.ru