Рост тарифов как фактор риска для ЦБ
Что случилось?
В своём пятничном интервью, комментируя перспективы изменения ключевой ставки на ближайшем заседании 27 октября, зампред ЦБ Алексей Заботкин упомянул новые параметры индексации регулируемых тарифов на услуги естественных монополий (газ, э/э, услуги ЖКХ и ж/д перевозки) как фактор для принятия решений.
Он заявил: «Дополнительными вводными для нас являются тарифные решения…, которые были объявлены после заседания по ставке 15 сентября. … мы учитываем вклад роста тарифов в общую инфляцию, и проводим денежно-кредитную политику так, чтобы общий индекс потребительских цен сходился к 4%. … о тарифах надо думать так, что это может повлиять на траекторию ставки, но не изменит наше целеполагание - возвращение инфляции к 4% в следующем году.»
Попробуем разобраться, насколько это значимый фактор.
Как изменились параметры индексации тарифов?
Чтобы ответить на этот вопрос, сравним среднегодовой рост тарифов в 2024-25 и отдельно в 2024 в прогнозах на 2023-25 (бюджетный цикл прошлого года) и 2024-26 (актуальный прогноз). Сравнение представлено на прилагаемом слайде.
В среднем на 2024-25, новый тарифный план предполагает их дополнительный рост на 2-3% в случае тарифов ЖКХ и 4-6.5% по ж/д перевозкам из общего повышения на 7.5-10% по сравнению с инфляцией в 4.3% и ростом базовых цен производителей (берем цены в обрабатывающем секторе искл. нефтепродукты) на 5.6%. Отдельно на 2024 речь о дополнительных 3.5% по ЖКХ и 2-7% по ж/д перевозкам из общего роста на 9-11%.
Вряд ли эти цифры соответствует формуле «инфляция минус», которая изначально закладывалась в формулу индексации тарифов с целью ограничения их влияния на инфляцию и стимулирования госкомпаний к повышению собственной эффективности. Сейчас рост тарифов почти вдвое превышает целевую инфляцию в 4%, что явно усложняет задачу ЦБ.
Что это значит для прогноза по инфляции в 2024?
Тарифы на ЖКХ занимают около 10% потребительской корзины, поэтому дополнительные 3.5% роста – это напрямую 0.35% к инфляции. Еще около 0.05-0.1% имеем за счет ж/д перевозок. Мы не учитываем эффекты влияния тарифов на цены других потребительских товаров/услуг и косвенно через цены производителей, для которых стоимость ресурсов в регулируемом сегменте тоже возрастет. Особенно сильно растут цены на ж/д перевозки грузов. В итоге, речь может идти о, минимум, дополнительных 0.5% к инфляции.
На первый взгляд, это не так много, но вряд ли ЦБ понравится перспектива иметь инфляцию в 2024 ближе к 5%, а не к 4%. В то же время, ЦБ смотрит на инфляционный импульс, т.е. сезонно-скорректированную (с.к.) инфляцию за 1 или 3 мес. Годовой показатель 4.5-5% г/г в декабре 2024 вполне допускает «инфляцию у 4% цели», если к концу 2024 с.к. инфляция вернется к целевым 0.30-0.35% в месяц.
И с этой точки зрения более высокие параметры индексации тарифов в июле 2024 и несут риски - к середине года эффекты слабого рубля/бюджета должны были сойти на нет, позволяя рассчитывать на снижение с.к. инфляции и инфл. ожиданий. Но июльское повышение тарифов этот процесс нормализации может на какое-то время нарушить/отсрочить – инфл. ожидания обычно были более чувствительны к росту тарифов.
Что это значит для инвесторов?
Последние комментарии ЦБ содержат четкий сигнал: инфляционные риски со стороны бюджета, слабого рубля и тарифов потребуют более жесткой политики в 4К23-2024. Сигнал о 4% инфляции в 2024 – это про намерения сделать все необходимое в рамках анти-инфляционного мандата, а не про сухую цифру 4% г/г в декабре 2024, чего мы, вероятно, не увидим. И даже рубль по 85-95/USD (если сработает указ о контроле за продажами/покупками валюты крупнейших экспортеров) инфляционные перспективы улучшит лишь частично. Скорее, он снижает вероятность ключевой ставки в 16-17% из нашего сентябрьского рискового сценария (инфляция пока идет ровно по нему), но шансы увидеть 14-15% сохраняются.
Однако рынок ОФЗ живет в простой парадигме «крепкий рубль – менее жесткий ЦБ», что видим в снижении доходностей на 30-40 б.п. в 1-3 летних и 10-20 б.п. в 5-10 летних ОФЗ с локальных максимумов прошлой недели. Такой оптимизм не разделяем, ожидая «болезненного» для рынка/розничных инвесторов смещения кривой ОФЗ вверх в ближайшие недели/месяцы. Спешить покупать средние/длинные ОФЗ инвесторам не нужно – в отсутствии нерезидентов быстрого разворота рынка не произойдет, а локальные игроки всегда смогут купить значительный объем средних/длинных бумаг напрямую у Минфина, учитывая планы валового размещения на 4+ трлн руб. в год в 2024-26.
Новости и аналитика
Актуальные комментарии
Все комментарии
Аналитические отчеты
Все отчеты
Новости компании
Все новости
Инвестиционные стратегии
Оригинальные стратегии для инвесторов. Помогаем состоятельным клиентам грамотно воспользоваться возможностями финансовых рынков за счет активного управления, профессионального анализа и поиска рыночных неэффективностей.
Все стратегии* Стратегии доступны только квалифицированным инвесторам